Как разумно можно потратить деньги в агломерациях?


Фото: Дмитрий Страхов, Сургут.
В прошлых материалах я писала о необходимости взглянуть на устройство любого региона не с точки зрения отдельно расположенных городов и поселений, а с точки зрения созданных агломераций с ярко выраженным центром.
Центром может являться не только столица региона. Им станет и любой достаточно крупный город с прогрессивно развивающейся инфраструктурой и с созданной внутри благоприятной атмосферой для предпринимательской среды. Основное отличие — видна перспектива развития на 20-30 лет.
Например, в Югре центром самой крупной агломерации является Сургут. Этот город притягивает к себе, в первую очередь, жителей Нефтеюганска, Нефтеюганского и Сургутского районов. Однако «страной Эльдорадо» является и для жителей других муниципалитетов.
Центр довольно быстро увеличивается по количеству жителей. Показатель складывается не только из рождающихся, но и приезжающих. Наверняка, вы знаете ни один пример, как из Казахстана или Узбекистана в город Х переселяются целыми семьями.  У нас таких историй много.
Очень важно суметь вовремя организовать не только новые рабочие места для прибывших, но и поддержать качество предоставляемого сервиса. Экология, безопасность — это, к стати, тоже своего рода сервис.
Сургут долгое время был вахтовым городом, в народе до сих пор гуляет шутка, что правильное название города «чургут» — по количеству приезжих граждан из бывших республик СНГ. Мышление «временщиков» долгое время побеждало, однако, последние несколько десятилетий показали, что люди не торопятся уезжать ни из города, ни из Югры и держит их вовсе не мифическая зарплата, о которой, надо сказать, тоже ходят легенды в центральной части России, а появившееся чувство патриотизма. «Сургут как малая Родина. Сургут как мой дом и дом моих детей».
Функцию экономической столицы Югры можно сравнить разве что с Великим Сибирским Путём (Транссибирской магистралью). Именно сюда прибывают грузы, которые по автомагистрали, железной дороге и авиасообщению переправляются в другие регионы. Именно здесь находятся самые крупные торговые центры, в которых люди оставляют свои зарплаты.
Как сказал генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Феногенов, агломерация Среднего Приобья – третья по объёмам после Санкт-Петербургской и Московской. В Нефтеюганске, в котором проживает около 150 000 человек, финансовый оборот гораздо больше, чем в миллионном Омске. В Нижневартовске (280 000 человек) — чем в Уфе! Международный аэропорт Сургута — один из крупнейших в стране, а сам город — бессменный лидер среди торгово-сервисных центров.
Вопрос только в том, что делать со всем этим богатством? На этот счёт у  экспертов есть несколько сценариев. Можно продолжать по инерции наслаждаться исторически сложившимися благами, ничего не предпринимая и оставаясь наедине со своей нефтегазовой специализацией. Молодежь будет постепенно уезжать, так как не найдёт места для реализации себя.
Можно вводить инновации постепенно, но тогда есть риск, что соседние агломерации станут сильнее.
А можно задать скорость и двигаться вперёд семимильными шагами, становясь ещё более привлекательнее для приезжих.
В любом случае прийти к мысли о перераспределении потенциальных бюджетных расходов всё же придётся.
Сверхмощная агломерация — это хорошо и даже очень, но она не должна опустошать другие муниципалитеты, а сейчас пока что получается, что югорчане зарабатывают деньги в одном месте, а едут тратить в другое (Сургут). Города и населённые пункты, в которых они постоянно проживают, получается, остаются без местного бюджета и вынуждены развиваться на окружные средства.
Ещё один важный момент — дачи. Всё больше людей предпочитает жить за городом. И речь не ведётся о двух-трёх днях в неделю, а я говорю о месяцах. Дачные кооперативы сейчас мало похожи на места для благополучного проживания. В них сложно получить медуслуги или моментально разрешить электросетевую проблему. Есть магазин — уже хорошо.
Как развивать всю эту агломерационную махину? Кроме как с привлечением инвесторов — никак. Но для этого нужно сначала стать той самой желанной зоной для вложения средств. Инвесторы ведь как думают?  «Есть миллион населения в городе – проект интересен, нет – для нас лишком мелкая зона». Но стоит вспомнить, что на территории Югры нет ни одного города-миллионника, тогда как?
Инвестиционная привлекательность должна строиться как единая зона развития. Не Сургут, а Сургут + Сургутский + Нефтеюганский районы. Не Нижневартовск, а Нижневартовск + Лангепас + Мегион + Стрежевой (Томская область). Но это если взять внутри региона, а если подумать шире? Например, рассмотреть привлекательность всей тюменской матрёшки, к которой относят ЯНАО, ХМАО и юг Тюменской области?
Говорить о каком-то слиянии мыслей, синергии или общности — сложно. Это чувствуется, когда ты заканчиваешь ехать на легковом автомобиле в одном районе и переезжаешь в другой. Очень часто «ничейные земли» легко диагностировать по тому асфальтовому апокалипсису, который приходится пережить.
Сложно даются межмуниципальные транспортные перевозки, нет тарифов и льгот для пенсионного населения, полигон ТБО можно было бы организовать с применением средств соседнего района… Но пока что это всё кажется утопией.
Антон Финогенов сказал, что «успеха агломерационного строительства в нашей стране пока что не много, но у Сургута есть перспективы».
Хочется верить, что это так.

Recent Posts from This Journal

promo taylakovaeka october 7, 2016 15:16 7
Buy for 100 tokens
"Здравствуйте, я блогер и еду к вам в город. Куда в Тобольске можно пойти, с кем познакомиться?", - примерно так написала в сообществах "Жемчужины Сибири". Ответили мне немногие, но, оказывается, запомнили те, с кем встреча должна была состояться. Не спрашивайте, как…